

Дорогие читатели! Рады представить вам одиннадцатый выпуск журнала в 2025 г. В номере много актуальных и полезных материалов, которые, надеемся, не останутся без внимания.
Научно-практический журнал «ЛОГИСТИКА» официально включен в «Белый список» Российского центра научной информации (РЦНИ). Это значит, что экспертное сообщество подтвердило качество научных публикаций и актуальность исследуемых нашим изданием вопросов.
Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации выпустил рекомендацию, согласно которой председателям диссертационных советов при приеме диссертаций к защите нужно проверять количество работ, опубликованных соискателями ученой степени – выпускниками аспирантуры. Рекомендация обусловлена требованиями Постановления Правительства РФ № 842 от 24.09.2013.
Индексация тарифа приведет к увеличению размера платы в системе «Платон» на 63%. В условиях снижения спроса, повышения себестоимости грузоперевозок на 20%, введения обязательной маркировки для новых категорий пищевой продукции, которая потребует дополнительных затрат, а также расходов, связанных с установлением новых обязательных требований в части транспортно-экспедиционных услуг в 2026 году, компании будут вынуждены переложить растущие издержки в конечную стоимость товаров и услуг. Об этом сообщают представители Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики совместно с Российским автотранспортным союзом, Национальной мясной ассоциацией, «АвтоГрузЭкс» и другими подписантами обращения, адресованного председателю Правительства РФ.
17 деловых объединений розничной и электронной торговли, транспортно-логистических и экспедиторских компаний предложили заморозить ежегодную индексацию тарифа в системе «Платон» на уровень инфляции — до обеспечения выхода транспортной отрасли на минимальные показатели рентабельности. Об этом сообщается в письме, направленном председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину деловыми объединениями.
По расчетам авторов письма, двукратное изменение тарифа в системе «Платон»: сначала плановая индексация (с 1 февраля на уровень инфляции), а затем — поэтапная отмена понижающего коэффициента (изменение с 0,51 до 0,75 с 1 марта) приведет к повышению тарифа с 3,34 до 5,46 руб./км в 2026 году.
«Следующий год будет сложным периодом для бизнеса как транспортных компаний, так и их заказчиков, так как существенное влияние на бизнес-процессы окажет рост налоговых и неналоговых платежей, а также затраты, связанные с соблюдением обязательных требований», — подчеркнула Ольга Федоткина, исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ).
Президент «АвтоГрузЭкс», совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов добавил, что в условиях резкого снижения спроса на грузоперевозки и падения тарифов в 2025 года транспортные компании России оказались на грани рентабельности. Вместе с тем себестоимость перевозок увеличилась на 20% год к году на фоне повышения топливных и ремонтных затрат.
Он отметил: в следующем году грузоперевозчиков ждет повышение налоговой нагрузки, топливных затрат, расходов на ИТ-системы и обучение сотрудников после перехода к обязательной электронной накладной, а также повышение затрат на оборудование площадок в связи с новыми требованиями к экспедиторам.
Данные факторы, наряду с повышением тарифов в системе «Платон» в 2026 году, могут привести к увеличению себестоимости перевозок на 12%.
«Важно помнить: значительная часть игроков рынка относится к субъектам малого предпринимательства, которые не смогут нести в будущем году такой объем совокупных затрат, что потенциально создаст риск ликвидации и банкротств транспортных предприятий страны», — отметила Ольга Федоткина.
«С учетом инфляции в логистической отрасли, которая, по нашим прогнозам, составит 4%, в следующем году тарифы могут вырасти на 15-17%», — дает оценку Вадим Филатов.
Вице-президент Российского автотранспортного союза (РАС) Валерий Алексеев напомнил: в сентябре 2025 года деловые объединения уже обращались к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не принимать решение по изменению понижающего коэффициента, применяемого при расчете тарифа в системе «Платон».
В официальном ответе на обращение, полученном из Минтранса России, говорится о росте затрат на ремонт автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 80%, а их капитального ремонта — на 60%. Данная информация приводится в качестве основного аргумента необходимости отмены понижающего коэффициента при расчете тарифа в системе «Платон». Одновременно с этим сообщается, что базовый размер платы определен еще в 2015 году и составляет 3,73 руб./км.
При этом в январе 2016 года бизнес предложил вместо отмены понижающего коэффициента ввести дополнительные акцизы на дизельное топливо по 1 000 руб. /т. последовательно в 2016 и 2017 годах, что совокупно дало 144 млрд руб. дополнительных доходов Федерального дорожного фонда. Минтранс России поддержал данное предложение, согласовав его с Минфином.
«Реализация решения о повышении акцизов на топливо обеспечила поступление дополнительных сумм, которые собираются до настоящего момента, что полностью компенсирует выпадающие доходы», — подчеркнул Валерий Алексеев, вице-президент Российского автотранспортного союза.
Норма действует до сих пор. Более того, за девять лет базовая ставка акциза на дизельное топливо выросла более чем в два раза, до 12 120 руб. за тонну, что только за 2024 год позволило пополнить бюджет дополнительно на 240 млрд руб., отметил Валерий Алексеев. В следующем году, с учетом инфляции и планового роста, показатель увеличится до 12 605 руб./т, в 2027 г. — до 13 109 руб./т.
«Аргумент в отношении отмены понижающего коэффициента понятен — резкий рост затрат на строительство дорог. Но стоит учесть и тот факт, что бизнес также находится в ситуации, когда затраты растут колоссально, а компенсировать их можно только путем включения в стоимость конечных товаров и услуг», — подчеркнула Ольга Федоткина.
Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации, приводит пример: в то время как стоимость ремонта федеральных автомобильных дорог за три года, по данным Минтранса (приводятся в ответном письме) выросла на 80% за три года, розничные цены на свинину за пять лет увеличились в среднем всего на 27%.
При этом в 2025 году рентабельность во многих направлениях мясного животноводства существенно снизилась: в птицеводстве до 1-2%, в производстве крупного рогатого скота — до минусовых значений.
Индексация и отмена льготного тарифа в системе «Платон» приведет к существенному повышению издержек аграрных предприятий.
«Доля транспортных расходов в себестоимости выращивания скота и птицы довольно высока: мы перевозим зерновые культуры, потом комбикорма, затем — самих животных на предприятия по убою и разделке, после чего поставляем продукцию по всей стране предприятиям оптовой и розничной торговли. При этом указанные виды сырья и продукции сами по себе не являются дорогими, поэтому влияние транспортных расходов на их конечную цену очень заметно», — подчеркнул Сергей Юшин.
Данный показатель — доля транспортных расходов — составляет 2-20%, в зависимости от отрасли. Выше всего он в сегментах продуктов питания и товаров народного потребления, подчеркнул Вадим Филатов.
В условиях снижения рентабельности и предстоящей в 2026 году маркировки мясной продукции бизнес будет вынужден переложить растущие издержки в конечную стоимость продукции, при том, что уже сейчас отмечается падение потребительского спроса на многие продовольственные товары, включая мясную продукцию, отметил Сергей Юшин.
«Временная отмена индексации тарифа в системе “Платон” позволит избежать дальнейшего роста затрат компаний и, как следствие, падения объемов производства пищевой промышленности, с которым Россия столкнулась впервые за последние 15 лет», — резюмировал Сергей Юшин со ссылкой на данные Росстата.