Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию четвертый номер «Логистики» за 2024 год. На его страницах мы подводим итоги выставки TransRussia | SkladTech 2024, состоявшейся с 19 по 21 марта в «Крокус Экспо». Организаторы и гости мероприятия утверждают, что выставка год от годы бъет новые рекорды по посещаемости и совершенствует свою деловую программу.
С 28 по 31 мая в МВЦ «Крокус Экспо» состоится главная премьера логистической отрасли – международная выставка логистики, транспорта, складской техники и оборудования Logistika Expo (Павильон № 1, залы 1 и 4). Выставка пройдет на одной площадке с такими лидерами отрасли, как выставка строительной техники и технологий СТТ Expo, выставка коммерческой техники и технологий СOMvex, выставка запчастей, послепродажного обслуживания и сервиса СТО Expo.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию третий номер за 2024 год. В преддверии выставки TransRussia мы постарались сделать его максимально полезным и содержательным.
По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ СДТ), российские заводы строительно-дорожного машиностроения произвели за 6 месяцев 2023 года продукции на общую сумму 44 млрд руб., что на 31% больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Отгрузки на внутренний рынок РФ за рассматриваемый период составили 37 млрд руб., что на 21% выше показателя за 6 месяцев 2022 года.
В количественном выражении за 6 месяцев 2023 года отгрузки экскаваторов выросли в 3,3 раза, кранов-трубоукладчиков – в 3,1 раза, мини-погрузчиков – на 25%, катков – на 21%, кранов-манипуляторов – на 21%, фронтальных погрузчиков – на 5%.
Отгрузки автогрейдеров в количественном выражении в январе-июне 2023 года сократились на 38%, экскаваторов-погрузчиков – на 21%, гусеничных бульдозеров – на 15%.
Снижение отгрузок в ряде сегментов связано в основном с резким ростом импорта, который носит агрессивный характер. За 6 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост зарубежных поставок в Россию в количественном выражении составил 76%. По таким ключевым сегментам, как автокраны, грейдеры, экскаваторы-погрузчики, гусеничные экскаваторы импорт вырос в разы.
В связи с этим отечественные заводы испытывают серьезное давление. Для обеспечения технической и технологической безопасности национальных инфраструктурных проектов, содержания объектов и дорог необходимо выровнять для российских производителей условия конкуренции с иностранными игроками. Благодаря всесторонней и системной господдержке зарубежные компании могут реализовывать технику по себестоимости производства или даже ниже её, что является их главным конкурентным преимуществом.
Для развития российского строительно-дорожного машиностроения и смежных отраслей Ассоциация «Росспецмаш» предлагает комплекс мер поддержки.
Необходимо сформировать механизм оперативного и значительного увеличения ставок утилизационного сбора и их гарантированного поэтапного роста в отношении продукции, отечественные производители которой возьмут на себя обязательства по достижению государственных целевых показателей относительно увеличения объема выпуска и рыночной доли.
Требуется начать активную реализацию проектов по локализации производства в России строительно-дорожной техники из дружественных стран, в том числе посредством механизмов СПИК, допустив к участию в них не более 1-2 иностранных производителей по каждому виду машин, в зависимости от уровня развития отечественного производства.
Важно выделять гранты на развитие производства ключевых компонентов для строительно-дорожной техники с бюджетом не менее 20 млрд рублей на 3 года, а также за счет налогового стимулирования и постановления правительства №719 обеспечить углубление кооперации предприятий СДТ с российскими производителями ключевых комплектующих, в частности стандартизировать базовые узлы в целях обеспечения их унификации и, следовательно, увеличения объемов серийности выпуска.
В целях наведения порядка на рынке строительно-дорожной техники в условиях риска увеличения импорта небезопасной СДТ, нужно организовать масштабную проверку документов (с привлечением Росстандарта и Минпромторга России) для подтверждения соответствия обязательным требованиям технических регламентов ЕАЭС строительно-дорожных машин.
Предлагается ввести обязательный ежеквартальный мониторинг рыночной доли отечественных производителей по основным видам техники.
Также необходимо ввести льготные тарифы через ОАО «РЖД» для транспортировки российской строительно-дорожной техники в регионы Сибири и Дальнего Востока.