Сегодня в «Тимирязев Центре» стартовала выставка технологий и ИT-решений для модернизации производства и логистики ReIndustry Expo. Мероприятие ориентировано на CEO и собственников бизнеса, директоров по логистике, производству и ИT, которые запланировали обновление инфраструктуры предприятия. Это первый в России проект, проходящий в формате испытательного полигона с живой демонстрацией новейших технологий.
Дорогие читатели! Рады представить вам шестой номер журнала «ЛОГИСТИКА» в 2025 г., на страницах которого немало актуальных материалов. В свежем выпуске наш постоянный партнер компания COMITAS представляет инновационное решение, продиктованное дефицитом складских площадей и сложностями с подбором персонала, – высотный автоматизированный самонесущий «Склад COMITAS».
Планомерная работа последних месяцев над улучшением качества контента журнала «ЛОГИСТИКА» принесла свои результаты – количество подписчиков на новости редакции превысило 2000 человек. Согласно статистике, читатели чаще всего интересуются новостями о выходе свежих выпусков «Логистики», проведении отраслевых деловых мероприятий, рейтингами и аналитикой.
Транспортные компании столкнулись с трехкратным увеличением сроков оплаты услуг по сравнению с прошлым годом. Чтобы избежать кассовых разрывов, перевозчики привлекают займы, однако повышение ключевой ставки и ужесточение факторинга усложнило этот процесс. В результате оборачиваемость денежных средств у многих участников рынка выросла вдвое. На фоне снижения объемов перевозок и тарифов это может привести к задержкам зарплат, проблемам с лизинговыми и кредитными платежами, а также к новой волне банкротств уже в 3 квартале 2025 года. Об этом говорится в обзоре ассоциации «АвтоГрузЭкс» и ПЭК, подготовленном совместно с ГЛТ, «Байкал-Сервис», «Никотранс» и «ГПР-Логистика».
Средний период отсрочки платежей, которую клиенты запрашивают у перевозчиков по договорам транспортных услуг, за январь-май увеличился в три раза год к году — до 30 банковских дней, сообщил Вадим Филатов, президент ассоциации «Автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов» («АвтоГрузЭкс»).
Более 98% договоров грузоперевозок в России оформляется по предоплате, сообщил Дмитрий Иевлев, генеральный директор «Авто-ПЭК». Максимальную отсрочку, как правило, запрашивают крупные производители и ритейлеры.
Поставщикам торговых сетей и маркетплейсов отсрочка платежа помогает соблюдать сроки доставок и снижать количество расхождений при авизации — сверке товара в базе данных с его фактическим наличием на складах и полках, рассказал заместитель генерального директора ООО «Байкал-Сервис ТК» Александр Зарецкий.
Кроме того, в компании наблюдают увеличение среднего сроков оплаты среди крупных клиентов с оборотом свыше 500 млн рублей в год.
«Чем выше выручка, тем обычно сильнее расходная нагрузка компаний. Часто из-за договорных обязательств такие заказчики вынуждены работать с подрядчиками по отсрочке платежа», — пояснил Александр Зарецкий.
С начала года клиенты все чаще нарушают условия договоров, оплачивая перевозку с задержкой или и вовсе уклоняясь от проведения платежей.
«Только за первый квартал мы подготовили больше претензий по просроченным платежам, чем за весь 2024 год», — сообщил Дмитрий Шляхов, директор компании «Никотранс».
Участники рынка отмечают, что рост отсрочек платежей во многом связан с длительной процедурой обмена бумажными транспортными документами, подтверждающими оказание услуг: стандартный процесс занимает 7-10 дней, а при необходимости внесения исправлений может растянуться на месяц и более.
Проблему поможет решить обязательный запуск электронных транспортных накладных, который запланирован на 1 января 2026 года, согласно поправкам в ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», подписанным Президентом России Владимиром Путиным 7 июня 2025 года.
Оборотный капитал любой ценой
Перевозчики стремятся пересмотреть сроки платежей, сократив максимальный период их проведения до 5-15 банковских дней, однако это не всегда удается.
Чтобы снизить риск кассовых разрывов, компании корректируют клиентский портфель в пользу заказчиков с долгосрочными контрактами, регулярно оплачивающих перевозки по фиксированному графику, рассказал Дмитрий Иевлев.
Иногда перевозчики привлекают займы для пополнения оборотных средств. Согласно данным ГК ГЛТ, текущие ставки по таким кредитам составляют 24-25% годовых на срок 1-3 года — конкретные условия зависят от параметров кредитования.
Как сообщил Дмитрий Шляхов, фактически же ежемесячная банковская комиссия достигает в среднем 2,5-3% от общей суммы, тогда как год назад она не превышала 1,5-2%.
Он подчеркнул: на данный момент перевозчики не могут покрывать банковские проценты за счет маржинальности, так как тарифы на услуги существенно снизились — индекс ATI.su, отражающий уровень ставок, упал на 6,5% в годовом выражении, составив 1581 пунктов на 25 июня. Кроме того, по словам Дмитрия Шляхова, банки ужесточили требования к заемщикам: в качестве залога теперь чаще выступает имущество не только компании, но и собственников.
В этих условиях растет популярность факторинга: продажи дебиторской задолженности третьим лицам. Такая модель подходит перевозчикам с подтвержденной платежеспособностью, в том числе — без просроченных кредитных и лизинговых платежей, — поясняет Николай Кочнев, руководитель «ГПР-Логистика».
Эксперт отмечает: сложности с кредитованием вынуждают перевозчиков наращивать оборотные средства за счет демпинга тарифов и продажи техники по заниженным ценам — в среднем за треть от первоначальной стоимости.
«Увеличение срока оплаты уже стало причиной повышения оборачиваемости денежных средств многих перевозчиков в два раза — до 40 дней. В условиях сниженных объемов и тарифов на рынке это может привести к еще большим сложностям при выплате зарплат, лизинговых, кредитных и других платежей, а также к новой волне банкротств уже в третьем квартале 2025 года», — подчеркнул Вадим Филатов.