Планомерная работа последних месяцев над улучшением качества контента журнала «ЛОГИСТИКА» принесла свои результаты – количество подписчиков на новости редакции превысило 2000 человек. Согласно статистике, читатели чаще всего интересуются новостями о выходе свежих выпусков «Логистики», проведении отраслевых деловых мероприятий, рейтингами и аналитикой.
Дорогие читатели! Приближается к концу первое полугодие, а значит, на страницах пятого выпуска журнала вас ждет немало полезных аналитических материалов, посвященных рынкам складской недвижимости, грузоперевозок и др.
В апреле 2025 г. на 88 году жизни скончался бывший сотрудник журнала «Тара и упаковка», ответственный редактор первого издания межотраслевого журнала «Логистика» (1997–2007 гг.) Генрих Сергеевич Шишкин. Именно у него во второй половине 90-х гг. родилась идея создания журнала «Логистика». При этом еще в конце 80-х гг.
По расчетам ИПЕМ, отсутствие правил организации грузовых железнодорожных перевозок, соответствующих текущей ситуации в отрасли, могло привести в 2012 году к невывывозу 3% от общей погрузки. Чтобы ликвидировать негативное воздействие на экономику, отрасли требуются немедленные изменения в нормативно-правовой базе.
Руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом «Подходы к разработке перспективной модели управления парками порожних вагонов» на конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов РФ».
Реформирование железнодорожной отрасли полностью изменило конфигурацию рынка грузовых перевозок – сегодня на инфраструктуре общего пользования более 1800 компаний коммерческую деятельность по предоставлению вагонов под погрузку. Отсутствие соответствующих произошедшим изменениям правил организации деятельности столь большого количества участников рынка приводит к нерациональному использованию инфраструктуры, в частности, возрастанию несанкционированного отстоя вагонов и значительному увеличению порожнего пробега.
По словам эксперта, данная проблема имеет значительные экономические последствия: дополнительные 640 млн вагоно-км порожнего пробега в год вкупе с увеличением переработок порожних вагонов уменьшают мощности сортировочных станций, что в конечном итоге приводит к невывозу грузов. В 2012 году объем невывезенного груза мог составить 38 млн тонн, а это 3% от общей погрузки за весь соответствующий год.
Данная проблема требует немедленных изменений в существующем законодательстве. Владимир Савчук выделил основные нормативные аспекты управления парком порожних вагонов:
• На сегодняшний день у перевозчика и владельца инфраструктуры есть правовые основания наложить ограничения или отказать в перевозке грузов. При этом для порожних вагонов подобные основания для ограничения или отказа в перевозке отсутствуют. Необходимо заполнить этот пробел и законодательно закрепить основания для отказа в перевозке порожних вагонов. Кроме того, целесообразным видится наложение на перевозчика и владельца инфраструктуры обязанности по предложению перевозки по альтернативному маршруту при его наличии.
• Целесообразно обеспечить возможность взимания платы за простой вагонов, не задействованных в перевозочном процессе. Для этого потребуется внесение изменений в «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками», а также разработка и утверждение тарифа на услугу по размещению порожних вагонов на инфраструктуре общего пользования.
• В рамках представленного ранее проекта ИПЕМ по созданию правил движения порожних вагонов целесообразно законодательное оформление перечня железнодорожных станций, рекомендованных для длительного простоя подвижного состава, и перечня железнодорожных станций, не рекомендованных для длительного простоя подвижного состава.
Эксперт представил перечень необходимых изменений в нормативно-правовую базу РФ для создания системы управления порожним парком. В частности, целесообразным представляется:
• Правительству РФ утвердить предлагаемые изменения к Постановлению Правительства «Об утверждении положения об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками».
• Министерству транспорта РФ утвердить «Перечень критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования запроса на перевозку порожних вагонов».
• Федеральной службе по тарифам разработать и утвердить методику расчета платы за простой подвижного состава; рассчитать и утвердить размер платы; внести в соответствующее тарифное руководство изменения, предполагающие установление правил расчета и взимания платы за перевозку порожних вагонов по фактически пройденному расстоянию.
• Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор) утвердить методику формирования перечня железнодорожных станция для простоя вагонов с возможностью ежегодной корректировки; разработать и принять правила перемещения порожних вагонов, включая определение компенсации за такое перемещение; разработать и принять методику определения максимального значения пропускной способности инфраструктуры и станций.
Белов Сергей
Руководитель отдела по связям с общественностью ИПЕМ