

Дорогие читатели! Рады представить вам одиннадцатый выпуск журнала в 2025 г. В номере много актуальных и полезных материалов, которые, надеемся, не останутся без внимания.
Научно-практический журнал «ЛОГИСТИКА» официально включен в «Белый список» Российского центра научной информации (РЦНИ). Это значит, что экспертное сообщество подтвердило качество научных публикаций и актуальность исследуемых нашим изданием вопросов.
Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации выпустил рекомендацию, согласно которой председателям диссертационных советов при приеме диссертаций к защите нужно проверять количество работ, опубликованных соискателями ученой степени – выпускниками аспирантуры. Рекомендация обусловлена требованиями Постановления Правительства РФ № 842 от 24.09.2013.
С 29 марта по 6 апреля будет проходить первый заезд автоматизированных автоколонн европейских брендов — European Truck Platooning Challenge, в котором грузовики scania примут участие.
29 марта три сверхдлинных грузовика отправятся из Сёдертелье (Швеция) и будут двигаться на близком друг от друга расстоянии в направлении Роттердама (Нидерланды). Инициатива была предложена представителями Нидерландов, которые входят в Совет ЕС. Цель проекта — ускорить внедрение автоматизированных автоколонн. Такие автоколонны потенциально более безопасны, а в перспективе способны обеспечить сокращение расхода топлива и выбросов углекислого газа для всех видов магистральных грузоперевозок.
Компания Scania является одним из ключевых участников заезда автоматизированных автоколонн европейских брендов — European Truck Platooning Challenge. Это первая инициатива в мире с участием инновационных автомобильных конвоев, предполагающая пересечение государственных границ. Проект реализуется также при поддержке Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA). Свою главную задачу организаторы видят в развитии коридоров интеллектуальных транспортных систем (ИТС), необходимых для передвижения автоматизированных автоколонн по территории Европы, повышении эффективности взаимодействия между странами и создании фундамента для изменений в законодательстве ЕС.
Глава отдела разработки силовых агрегатов Scania CV AB Йонас Хофстедт (Jonas Hofstedt) отмечает: «Для нас инициатива European Truck Platooning Challenge — это отличная возможность продемонстрировать огромные преимущества, которыми обладают такие автоколонны заинтересованным сторонам в Швеции и по всей Европе. Прежде всего, речь идет о повышении безопасности и эффективности перевозок, а также об оптимизации транспортных потоков. Мы также надеемся еще раз показать, что для различных систем поддержки требуются общие стандарты, и, что для широкого внедрения автоматизированных автоколонн требуется совместное европейское законодательство».
Являясь лидером в сфере новейших концепций автоматизированных автомобильных конвойев, Scania ведет разработку автопоездов, которые в состоянии перемещаться на минимальном расстоянии друг от друга при автоматизированном управлении движением. Первый автомобиль в колонне выступает в качестве «ведущего», а другие следующие за ним грузовики подстраиваются под его параметры движения. В течение многих лет Scania применяет такой подход в своих транспортных операциях, демонстрируя, что за счет уменьшения лобового сопротивления можно добиться экономии топлива до 10% в условиях реальных транспортных потоков.
Сейчас многие грузовики оборудованы радарами и камерами, которые позволяют им держаться на близком расстоянии друг от друга. Используя современные средства коммуникации, системы автомобилей в составе автоматизированной колонны могут поддерживать небольшую, но безопасную дистанцию между грузовиками вплоть до 10 метров. Это достигается путем использования самых передовых технологий, обеспечивающих связь автомобилей при помощи инновационного программного обеспечения, которое регулирует расстояние между грузовиками, и при необходимости применяет торможение.
Водители в такой колонне всегда следят за системами поддержки своих грузовиков и могут в любой момент покинуть колонну или увеличить расстояние до соседнего грузовика спереди, например, чтобы помочь другим водителям съехать с шоссе.
На участке от Сёдертелье и Мальмё в Швеции к автопоездам, состоящим из тягача и полуприцепа, будет добавлен дополнительный прицеп, что увеличит их общую длину до 32 метров.
«Мы уже тестируем более длинные автопоезда на некоторых участках трассы. Благодаря этому мы получаем хорошие результаты, — говорит Йонас Хофстедт. — Дополнительный прицеп — это еще больше товаров в каждом рейсе, что позволяет сократить затраты на перевозку одной тонны груза на километр на 40%, а выбросы углекислого газа — более чем на 25%».
Scania также продолжает вести крупные исследовательские проекты, реализация которых будет способствовать скорейшему распространению подключенной к сети тяжелой техники и созданию соответствующей инфраструктуры. На прошедшей недавно выставке телекоммуникационной отрасли Mobile World Congress в Барселоне Scania и Ericsson объявили о запуске новой совместной инициативы в этой области.