

Дорогие читатели! Рады представить вам одиннадцатый выпуск журнала в 2025 г. В номере много актуальных и полезных материалов, которые, надеемся, не останутся без внимания.
Научно-практический журнал «ЛОГИСТИКА» официально включен в «Белый список» Российского центра научной информации (РЦНИ). Это значит, что экспертное сообщество подтвердило качество научных публикаций и актуальность исследуемых нашим изданием вопросов.
Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации выпустил рекомендацию, согласно которой председателям диссертационных советов при приеме диссертаций к защите нужно проверять количество работ, опубликованных соискателями ученой степени – выпускниками аспирантуры. Рекомендация обусловлена требованиями Постановления Правительства РФ № 842 от 24.09.2013.
Увеличение затрат транспортно-логистических компаний связано с повышением топливных и ремонтных расходов. Перевозчикам, которые работали в аналоговом формате, также потребуется перестройка IT-системы и обучение сотрудников после введения обязательной электронной накладной. А новые правила для экспедиторов могут потребовать от компаний закупки оборудования для досмотров грузов, стоимостью от 2 млн руб. до 95 млн руб. Об этом говорится в обзоре «АвтоГрузЭкс» и ПЭК, подготовленном совместно с «Сообществом топ-менеджеров логистических компаний», NATCAR, LKTK Group и «Нексус».
В 2026 году транспортные компании ожидают увеличения стоимости топлива более чем на 10%: только за третий квартал средняя потребительская стоимость горючего увеличилась на 4,3% и к 10 ноября достигла 74,56 руб./л, сообщил Андрей Мякин, заместитель генерального директора ПЭК со ссылкой на данные Росстата.
Кроме того, по его словам , со второй половины 2025 года многие топливные компании ввели волатильную систему скидок: теперь размер льготы для крупных и средних перевозчиков зависит от спроса на рынке, объема закупки и других факторов. Например, в весенне-летний период уровень скидок для нашей компании составлял 21%, осенью — опустился более чем в три раза, до 6,5%, приводит пример Тимур Новожилов., приводит пример Тимур Новожилов.
В следующем году стоимость дизельного горючего может увеличиться на 7-13%, прогнозирует Тимур Новожилов, генеральный директор «Нексус».
«С учетом того, что доля топлива в себестоимости грузоперевозок составляет 30%, такой рост его цены способен увеличить данный показатель в среднем на 3%», — подчеркнул Андрей Мякин.
Для сокращения топливных затрат транспортные компании активно используют системы контроля расходов топлива, позволяющие выбирать АЗС с выгодными ценами и рассчитывать необходимое количество горючего по маршруту, исключая его перерасход. И, например, «Авто-ПЭК» (входит в холдинг ПЭК) снижает издержки за счет оптовых закупок топлива и развития собственной сети модульных АЗС. Сейчас такие станции уже действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге, что минимизирует зависимость от рыночных колебаний и позволяет удерживать тарифы на приемлемом уровне.
Андрей Мякин добавил, что себестоимость увеличится и на фоне повышения ремонтных затрат на 20% в следующем году.
Показатель вырастет и после повышения тарифов в системе «Платон»: в следующем году после увеличения льготного коэффициента с 0,51 до 0,75 и индексации на уровень инфляции более чем на 1 руб./км, тариф на грузоперевозки может увеличиться на 1-3%, пояснил Андрей Мякин.
Затраты на электронную накладную и новые правила для экспедиторов
Уже с 1 сентября 2026 года вступят в силу требования по обязательному использованию электронной транспортной накладной в грузоперевозках.
Как подчеркнул Андрей Мякин, затраты компаний, которые ранее работали в аналоговом формате, на перестройку IT-системы и обучение сотрудников, вслед за этим увеличатся на 15-17%. И наоборот, перевозчики, которые уже перешли на электронную транспортную накладную два-три года назад, смогут сократить расходы до 2%.
Переход на электронную транспортную накладную обойдется небольшим перевозчикам, которые выполняют до 15 рейсов в день в 10-20 тыс. руб. — такова стоимость подключения к облачной платформе оператора ЭДО.
Средняя стоимость приобретения лицензии для среднего и крупного бизнеса (от 50 рейсов в день) — 300 тыс. руб. От 20 тыс. руб. в год компании выделяют на обслуживание программного обеспечения, 1-5 тыс. руб. — на подписание каждой электронной накладной.
На себестоимость повлияет и повышение налоговой нагрузки.
«В текущих условиях, когда многие игроки отрасли находятся на грани рентабельности, компании будут вынуждены переложить повышение НДС в операционные расходы», — подчеркнул Андрей Мякин.
Увеличатся и затраты экспедиторов, которые с 1 марта 2026 году обязаны будут проводить проверку отправлений на наличие запрещенных предметов и соответствие заявленным параметрам (объем, габариты, масса, иные свойства) с помощью визуального осмотра, рентгенотелевизионного и других категорий оборудования. Для примера: стоимость рентгенустановок начинается от 2 млн руб., комплексов измерения весогабаритных характеристик — 95 млн руб., сообщил Александр Кибальников, исполнительный директор «Сообщества топ-менеджеров логистических компаний».
По данным Контур. Фокус, в России зарегистрировано 710 863 действующих организаций в сегменте экспедиторской деятельности с ОКВЭД 52.29, 245 779 из них — микропредприятия с годовой выручкой до 120 млн руб., 151 966 — до 500 млн руб., 9 262 — до 1 млрд руб., 11 193 — свыше 1 млрд руб.
«На экспедиторском рынке, который в основном состоит из микропредприятий, компании финансово и юридически не готовы встроиться в измененные законодательные требования и соблюдать их. Наряду с повышением налоговой нагрузки это приведет к уходу многих транспортно-логистических компаний во второй половине 2026 года», — подчеркнул Александр Кибальников.
В ПЭК ожидают уход 7-10% компаний с доходностью до 10% и консолидацию рынка.
Рост финансовой нагрузки, повышение тарифов и уход компаний с рынка
Совокупный рост себестоимости грузоперевозок в следующем году составит 12%, что наряду с логистической инфляцией на уровне 4%, приведет к увеличению тарифов на грузоперевозки на 15-18%, до 85-88 руб./км в следующем году, прогнозирует Андрей Мякин.
Директор по транспорту NATCAR Евгений Большаков убежден: в первом полугодии тариф вырастет не более чем на 2%. С учетом роста ВВП на 1% и незначительного увеличения покупательской способности — за девять месяцев на 9,2% в годовом выражении, согласно данным Росстата, компании не смогут существеннее поднять уровень тарифов.
Кроме того, у перевозчиков осталась возможность работать на патентной системе налогообложения (пусть и с ограничениями по объему выручки), система «ГосЛог» все еще в разработке, а введение обязательной электронной транспортной накладной — неоднократно переносилось.
Евгений Большаков отметил, что ставки вырастут на 10-15% не ранее второй половины 2026 года.
«Доля логистики в конечной стоимости товаров составляет 2-20%, в зависимости от категории. Выше всего этого показатель в сегменте продуктов питания и товаров народного потребления, которые наиболее чувствительны к изменениям по стоимости. Однако говорить о повышении стоимости товаров пока преждевременно. Многое будет зависеть от того, насколько ритейлеры поднимут уровень цен на те или иные категории продукции», — резюмировал Андрей Мякин.
Евгений Большаков убежден: рост стоимости логистики окажет минимальное влияние на конечную стоимость продуктов питания.