

Дорогие читатели! Рады представить вам одиннадцатый выпуск журнала в 2025 г. В номере много актуальных и полезных материалов, которые, надеемся, не останутся без внимания.
Научно-практический журнал «ЛОГИСТИКА» официально включен в «Белый список» Российского центра научной информации (РЦНИ). Это значит, что экспертное сообщество подтвердило качество научных публикаций и актуальность исследуемых нашим изданием вопросов.
Президиум Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации выпустил рекомендацию, согласно которой председателям диссертационных советов при приеме диссертаций к защите нужно проверять количество работ, опубликованных соискателями ученой степени – выпускниками аспирантуры. Рекомендация обусловлена требованиями Постановления Правительства РФ № 842 от 24.09.2013.
По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), недостаточное финансирование ликвидации «узких мест» на железных дорогах может привести к коллапсу на автомобильных дорогах.
В рамках IV Международной конференции «Грузоперевозки для малых, средних и крупных предприятий. Что дальше?» руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук выступил с докладом «Инфраструктурные ограничения для бизнеса: долгосрочный тренд или временные трудности?»
В начале своего выступления Владимир Савчук отметил, что российская транспортная система в 2-4 раза отстает от уровня развития транспортных систем ЕС, США и Китая (см. презентацию). По словам эксперта, сегодня альтернативы при выборе видов транспорта для малого и среднего бизнеса фактически отсутствуют.
По словам Владимира Савчука, результатами либерализации грузовых железнодорожных перевозок стали усложнение перевозочного процесса, замедление скорости перевозок и существенный рост тарифов. Это привело к тому, что малому и среднему бизнесу стало значительно сложнее и дороже пользоваться услугами железнодорожного транспорта. В результате, сегодня при значительном росте погрузки грузов, по которым сильна межвидовая конкуренция, большую часть «излишка» забирает автотранспорт.
При этом, по данным докладчика, ситуация в транспортной системе России только усугубляется: сегодня более 30% (около 15 тыс. км) автодорог федерального значения работает в режиме перегрузки, а протяженность «узких мест» на железных дорогах составляет 7,6 тыс. км. Как отметил эксперт, к 2020 году ввиду нехватки финансирования протяженность «узких мест» на железных дорогах может составить уже 20,6 тыс. км.
Как заявлял Владимир Савчук в этому году ранее, отказ от финансирования мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений на железных дорогах может привести к тому, что объем невывоза грузов после 2015 года будет составлять до 97,1 млн т в год. По расчетам эксперта, это может привести к появлению на автомобильных дорогах дополнительных 4,9 млн рейсов грузовых автомобилей в год.
В завершение своего выступления Владимир Савчук отметил, что существующая сеть автомобильных дорог не способна «принять» значимые объемы грузов с железнодорожного транспорта. По мнению докладчика, развитие транспортной системы, сбалансированной по видам транспорта, является необходимым условием дальнейшего роста экономики России.
Белов Сергей
Руководитель отдела по связям с общественностью