

Российские транспортные и логистические компании не первый год изучают возможности робототехники и экспериментируют с различными решениями. Егор Клушин, директор по развитию бизнеса «Яндекс Роботикс», подготовил интересный материал о месте роботизации в отрасли. Предлагаем вам ознакомиться с его статьей в открытом доступе.
Дорогие читатели! В сентябре прошла выставка CeMAT RUSSIA, которая показала всем – инновации и роботизация все больше проникают в логистическую отрасль. Можно смело утверждать: многие технологии обкатывают именно здесь, и уже потом они уходят в мир. Впрочем, не только CeMAT RUSSIA демонстрирует превалирование цифровой повестки.
Дорогие читатели! Перед вами девятый номер журнала, который получился очень насыщенным и разноплановым. По традиции выпуск открывает аналитика. Материал Алины Насыровой из «Агентства Маркет Гайд», посвященный инвестициям в складские комплексы на территории России, напоминает о важности развития логистической инфраструктуры для комплексного развития регионов.
Логистика сегодня - это не просто перемещение товаров, но и скорость, точность и эффективность. В условиях роста грузопотоков и переориентации рынка на Восток все больше компаний задумываются о том, как превратить склад из затратного актива в конкурентное преимущество. И здесь на первый план выходят интеллектуальные решения. Один из таких кейсов - реализация проекта для компании «НижБел», крупного дистрибьютора автозапчастей и масел. Всего за четыре месяца в Нижнем Новгороде был создан производственно-складской комплекс, который не просто увеличил площади, но и кардинально изменил логику работы компа нии.

Умный склад
Компания FIRST предоставила для «НижБел» комплексное реше ние, которое включает как мезонинную часть, фронтальные стеллажи и другие металлоконструкции, так и автоматизацию ключевых процессов. «Мы оказали поддержку на этапе проектирования склада и выступили консультантами по разработке программного обеспечения, предполагающего интеграцию сортировочной и конвейерной линий в единую систему управления складом с целью оцифровки аналитики и контроля», - рассказал генеральный директор компании FIRST Александр Лагунов.
По словам представителя компании-заказчика Вадима Захарова, в проекте изначально была предусмотрена установка мезонинных стеллажей. Ранее FIRST оснастила ими другой склад «НижБел», что позволило максимально эффективно использовать всю высоту помещения. Особенностью последнего проекта стало сочетание мезонинных конструкций двух типов: на рамах и колоннах.
«Платформы первых двух этажей стоят на мощных колоннах, поверх которых смонтированы еще три этажа с полочными стеллажами. Это довольно сложная многоярусная конструкция, таких складов в России единицы, и мало у кого в стране есть компетенции по их производству», - поясняет Вадим Захаров.
Настоящим сердцем склада стала интеллектуальная конвейерная система, разработанная совместно с ИT-резидентом «Сколково». Она полностью автоматизировала ключевые процессы: от пополнения запасов и кросс-докинга до сортировки и подачи товаров на участки комплектации. Ручной труд практически исключен и используется в основном только на первом этажесклада, где расположен участок пополнения.
Система управления конвейером интегрирована в WMS заказчика. Она включает ряд пользовательских интерфейсов, в том числе просмотр текущей операционной информации: транспортных заданий, активных и завершенных циклов сортировки, а также формирование отчетов. Программа реализована в виде веб-интерфейса и доступна с ПК или смартфона.

Среди других функций - автоматический запуск и остановка конвейерных модулей при появлении лотков, управление светозвуковой сигнализацией, мониторинг статусов приводов, датчиков, мониторинг заторов, управление стыковыми потоками. Оператор может запрограммировать требуемый интервал следования между лотками для корректного чтения штрихкодов, подачи лотков на распределяющий модуль и обеспечения заявленной производительности. При длительном отсутствии лотков на линии она уходит в спящий режим.
Автоматизация позволила не только ускорить процессы, но и высвободить около 20 сотрудников, что особенно ценно в условиях дефицита кадров. Годовой экономический эффект оценивается более чем в 15 млн руб. Но на этом история не заканчивается: дополнительно реализована организация зоны хранения легковоспламеняющихся жидкостей.
Скорость и качество реализации таких проектов - следствие глубокой интеграции и компетенций: от производства металлоконструкций до разработки ПО. Как отмечает генеральный директор FIRST Александр Лагунов, собственное производство под Нижним Новгородом и слаженная работа команды позволили не только уложиться в сроки, но и адаптировать систему под нужды заказчика на этапе опытной эксплуатации.

Сотрудники FIRST уверены: в современной логистике нет мелочей. Каждый проект - это работа с фокусом на детали, будь то стеллажная система или алгоритм сортировки. Именно такой подход позволяет одновременно вести до 100 проектов в России и СНГ, не теряя качества и скорости.
Умный склад - это уже не будущее, а настоящее. Тот, кто инвестирует в него сегодня, завтра будет определять правила игры на рынке.