Дорогие читатели! Перед вами девятый номер журнала, который получился очень насыщенным и разноплановым. По традиции выпуск открывает аналитика. Материал Алины Насыровой из «Агентства Маркет Гайд», посвященный инвестициям в складские комплексы на территории России, напоминает о важности развития логистической инфраструктуры для комплексного развития регионов.
Дорогие читатели! Представляем вашему вниманию восьмой номер журнала и его материалы.
Дорогие друзья, сегодня открыла свои двери пятнадцатая конференция «Управление закупками», организованная группой «Просперити Медиа» и порталом CFO-Russia.ru. Мероприятие проходит по адресу: Театральный проезд, д. 2, гостиница «Метрополь».
По данным цифровой платформы «Инвестиционные проекты»*, на территории России по направлению «Логистические комплексы» в 2026–2037гг. анонсировано 349 инвестиционных проектов на общую сумму свыше 1551,7 млрд руб., предполагающих строительство или реконструкцию площадью более 24,5 млн м2 логистических объектов**. В их число входят крупные проекты для маркетплейсов (Wildberries, Ozon и т.д.) и небольшие объекты в несколько сотен квадратных метров для обеспечения внутренних потребностей частных компаний. Проекты находятся на различных стадиях реализации: планирования, предпроектной проработки, проектирования, модернизации, подготовки к строительству, непосредственно на стадии строительства.
Инвестиционные проекты в сегменте логистических комплексов заявлены во всех федеральных округах (ФО) России. На Центральный федеральный округ (ЦФО) приходится 35% всех проектов в стоимостном выражении, однако в количественном доля этого округа несколько меньше (30%), так как здесь инвестпроекты более капиталоемкие. В стоимостном выражении 19% проектов планируется реализовать в регионах Приволжского, и по 10% – на территориях Южного и Сибирского федеральных округов (рис. 1).
Согласно приведенным в табл. 1 и рис. 2 данным, средняя площадь, приходящаяся на один инвестиционный проект в России по направлению «Логистические комплексы», составляет порядка 79,4 тыс. м2, а средний объем инвестиций оценивается порядка 4,4 млрд руб. При этом наиболее капиталоемкими по объективным причинам являются масштабные проекты, сконцентрированные в основном в Центральном федеральном округе (инвестиции на проект в среднем составляют порядка 5,3 млрд руб.), однако если рассматривать логистические инвестиционные проекты по регионам, входящим в ЦФО, наиболее высокие показатели относятся к Воронежской (14,1 млрд руб.) и Ивановской областям (10,0 млрд руб.), что связано с крупными логистическими проектами, запланированными к реализации на территории регионов. Например, в Новоусманском районе Воронежской области к 2029г. планируется возведение логистического кластера на 700 тыс. м2. В этом же регионе уже идет строительство агроиндустриального логистического парка «Среднедонской» на 100 тыс. м2, окончание работ запланировано на 2027 г. В Ивановской области компания Wildberries к 2028 г. планирует построить логистический центр площадью более 200 тыс. м2.
Наиболее высокие показатели по средней площади инвестпроектов отмечены в Уральском федеральном округе (УФО) – 87,8 тыс. м2, что на 10,6% выше общероссийских показателей (79,4 тыс. м2), так как в этом округе небольшое количество некрупных проектов площадью менее 50 тыс. м2. Например, в Сургуте к 2036г. планируется построить пять транспортно-логистических комплексов общей площадью 155 тыс. м2. В настоящее время в регионе идет строительство логистического комплекса площадью 324 тыс. м2 рядом с аэропортом Кольцово (пуск запланирован на 2026 г.), помимо этого на территории УФО до 2031 г. ожидается строительство 5 логистических комплексов компании Wildberries совокупной площадью 637 тыс. м2.
ЦФО, несмотря на бесспорное лидерство по общей площади логистических инвестпроектов (8291,2 тыс. м2), уступает УФО по средней площади логистических комплексов, поскольку, кроме масштабных логистических проектов, в ЦФО запланировано много небольших от частных компаний вблизи Москвы для удовлетворения внутренних потребностей. Самый высокий уровень инвестиций в логистические комплексы в размере свыше 277,8 млрд руб. анонсирован в Московской области, что объясняется высокой концентрацией инвестпроектов в этом регионе – 62 (больше, чем в большинстве федеральных округов). При этом 183,3 млрд, или порядка 66%, от общего объема заявленных инвестиций по Московской области приходится на 12 масштабных проектов площадью от 100 тыс. м2 совокупной площадью более 3 млн м2, или 75% от общей площади по Московской области (рис. 3).
В основном инвестиционные проекты по направлению «Логистические комплексы» в России связаны с возведением новых объектов (96–98%), на реконструкцию, модернизацию и расширение площадей приходится в совокупности менее 5% от всего объема логистических инвестпроектов (рис. 4).
Порядка 30% инвестиционных проектов по направлению «Логистические комплексы» в России находится в стадии предпроектных проработок. Второе место занимают проекты в стадии планирования (14%) и 13% достигли стадии проектирования.
Однако если оценить в совокупности весь объем инвестпроектов, достигших непосредственно стадии реализации (нулевой цикл, строительство, внутренние и инженерные работы, отделочные работы), то они составят порядка 33% от всех рассмотренных инвестпроектов направления «Логистические комплексы» в России (рис. 5).
При рассмотрении структуры проектов направления «Логистические комплексы» в разрезе объема инвестиций по состоянию на 1 сентября 2025 г. заметно, что доля находящихся на стадии предпроектных проработок составляет уже менее четверти (24%) всех рассмотренных проектов, на проекты в стадиях планирования и проектирования приходится порядка 18 и 17% соответственно. Нередки случаи, когда стоимость инвестпроектов увеличивается в ходе реализации на любом из этапов, кроме того, регулярно анонсируются новые инвестпроекты, и структура направления может меняться (рис. 6). Совокупный объем площадей инвестпроектов в России, достигших стадии реализации (нулевой цикл, строительство, внутренние и инженерные работы, отделочные работы), составляет порядка 36% от всех рассмотренных инвестиционных проектов в рамках направления «Логистические комплексы» (рис. 7).
Поскольку новые инвестиционные проекты анонсируются регулярно и сроки реализации могут смещаться по различным причинам, возможно перераспределение объема их реализации по годам. К наиболее распространенным причинам можно отнести: недостаток финансирования, ожидание согласований по проекту, сложную экономическую обстановку, нестабильную геополитическую ситуацию и т.д. В настоящее время наибольшее количество проектов запланировано на 2026 г., порядка 31% (рис. 8).
Наибольшая доля реализации проектов по объему инвестиций приходится на 2027 (23%) и 2029 гг. (22%), что связано с заявленными сроками окончания по крупным проектам (рис. 9). Например, логистический кластер в Воронежской области (700 тыс. м2 за 40 млрд руб. к 2029 г.), строительство нового логистического парка в Московской области (550 тыс. м2 за 30 млрд руб. к 2029 г.), строительство логистического парка в республике Адыгея (500 тыс. м2 за 33 млрд руб. к 2027 г.), строительство складского комплекса-гиганта в Московской области (460 тыс. м2 за 30млрд руб. к 2027 г.) и т.д.
Структура инвестиционных проектов направления «Логистические комплексы» в России по годам в разрезе объема инвестиций и площади схожа, так как наиболее масштабные проекты, влияющие на структуру отличаются значительной площадью и внушительными инвестициями (рис. 10). В структуре по масштабу наибольшая доля приходится на крупные проекты от 5 млрд руб. – 83% в стоимостном выражении и 79% по площади, при этом в количественном выражении наибольшую долю занимают средние проекты от 500 млн до 5 млрд руб. – 42% (рис. 11).
В разрезе видов собственности по количеству инвестпроектов логистических комплексов в России основная масса (порядка 92–97%) принадлежит частным лицам (рис. 12). Доля государственных компаний, предприятий с госучастием и инвестпроектов с государственно-частным партнерством (ГЧП) занимает незначительную часть – от 3 до 8%. Бесспорным лидером в структуре по игрокам является компания Wildberries, доля совокупного объема ее инвестиций в рассматриваемый период составляет порядка 19% от всего объема рассмотренных инвестпроектов, а на долю площадей приходится порядка 20% (рис. 13). В основном компания Wildberries в сравнении с конкурентами строит более масштабные логистические комплексы, поэтому ее доля в количественном выражении составляет порядка 9% от всех запланированных инвестпроектов в период с 2026 по 2037 г.
Активное инвестирование в логистические комплексы, которое наблюдается в рассматриваемый период, способствует стабильному спросу и доходу из-за роста онлайн-торговли, повышению конкурентоспособности бизнеса за счет оптимизации цепочек поставок, развитию международных торговых отношений, так как логистическое направление развивается комплексно. Например, на Дальнем Востоке появляются новые масштабные проекты логистических комплексов, способствующих увеличению товарооборота с Китаем. Появляются и локальные проекты, например логистические комплексы в Башкортостане, запланированные как совместные проекты с казахстанскими партнерами, или отдельные проекты по России в партнерстве с китайскими компаниями.
К ключевым тенденциям инвестиционных проектов по направлению «Логистические комплексы» в России можно отнести следующие:
*Электронный ресурс: URL: https://investprojects.info
**Без учета 40 инвестпроектов, данные относительно площади которых отсутствуют.